Главная / Обзоры законодательства / Госзакупки: главные новости

 

16 марта 2020 года

Еженедельные обзоры подготавливаются специалистами «АО Консультант Плюс» и содержат аннотации к документам, введенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области ООО «полное ПРАВО».

Суд: за счет бюджета нельзя оплачивать НДС подрядчику по работам, освобожденным от налога

УФК вменило в вину госоргану то, что он неправильно определил НМЦК, включив в нее НДС. Это привело к необоснованному завышению цены контракта за счет бюджетных средств трех уровней, предоставленных для проведения реставрационных работ.

По результатам внеплановой выездной проверки УФК выдало представление с указанием на выявленные бюджетные нарушения. Госорган неправомерно принял к вычету и оплатил подрядчику НДС по работам по сохранению объекта культурного наследия и строительному контролю.

Госорган полагал, что такие работы облагаются НДС, смета на реконструкцию объекта включала налог.

Суды трех инстанций с этим не согласились. Они исходили из того, что госорган как получатель бюджетных средств обязан выполнять требования нормативных актов РФ, касающихся расходования указанных средств. Заключая контракты, он должен был руководствоваться ст. 149 НК РФ. А значит, в НМЦК не нужно было включать НДС. Соответственно, смету следовало составить без НДС.

Суды отметили, что вид строительных работ, предусмотренных градостроительным законодательством (новое строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт), не может изменить их целевого назначения. Они остаются реставрационными работами, а также работами по приспособлению объекта культурного наследия для использования. Именно их высокое значение для государства позволяет применять льготу по НДС, не увеличивая их стоимость на косвенный налог и, таким образом, экономя бюджетные средства.

Суды отклонили доводы госоргана о наличии положительного заключения Главгосэкспертизы относительно сметы. Они указали, что правильное определение НМЦК является обязанностью заказчика объекта.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.02.2020 по делу N А46−3952/2019

 

 

Правительство и ЦБ РФ рассказали о послаблениях для участников госзакупок в связи с коронавирусом

Поставщиков, пострадавших из-за сложившейся ситуации, освободят от штрафов за нарушения обязательств по госконтрактам. Кроме того, будут снижены требования к обеспечению контрактов с участием СМП. Эти меры обещают принять в ближайшее время.

Документы: Стенограмма заседания Координационного совета по борьбе с коронавирусом от 16.03.2020 (http://government.ru/news/39164/)

Информационное сообщение Правительства и ЦБ РФ от 17.03.2020 (http://government.ru/news/39183/)

 

 

Объединение в один лот работ по содержанию дорог в разных районах: споры продолжаются

Заказчик объединил в один лот работы по содержанию дорог, расположенных в разных районах области.

Контрольный орган признал это ограничением конкуренции. Суды его поддержали, сославшись на следующее:

— дороги отдалены друг от друга. Они не пересекают территориальные границы районов и не являются составной частью единой дороги;

— каждая дорога отражена в документации как отдельный объект закупки, НМЦК рассчитана индивидуально для каждой из них;

— заказчик не доказал технологическую и функциональную связь между проводимыми работами;

— размеры обеспечения заявки и контракта определены исходя из начальной цены необоснованно укрупненного лота. Однако не все потенциальные участники закупки имеют финансовую возможность внести для указанных целей суммы в крупном размере. Это влияет на их количество.

Верховный суд не стал пересматривать дело.

Отметим, правоприменительная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, в одном случае при сходных обстоятельствах ФАС признала заказчика ограничившим конкуренцию. Суды с ней не согласились: заказчик должен не столько обеспечить максимально широкий круг участников, сколько заключить контракт так, чтобы бюджетные средства использовались наиболее эффективно.

В другом споре контрольный орган не выявил ограничения конкуренции: объединить в один лот работы нужно было, чтобы обеспечить безопасность и бесперебойность движения на автодорогах регионального или межмуниципального значения.

Документ: Определение ВС РФ от 26.02.2020 N 310-ЭС20−609

 

 

В ЕИС размещены типовые условия госконтрактов на выполнение работ в сфере строительства

10 марта в ЕИС появились типовые условия контрактов:

— на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства;

— на проектные и (или) изыскательские работы.

Применять типовые условия контракта на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства нужно будет, если объект закупки относится, в частности, к коду ОКПД2 41.2. Полный перечень приведен в информационной карте. Там же указаны ситуации, когда типовые условия использоваться не будут. Ограничений по НМЦК нет.

Условия нужно будет применять с 10 апреля 2020 года.

Типовые условия контрактов на проектные и (или) изыскательские работы будут необходимы с 1 января 2021 года при одновременном соблюдении следующих требований:

— земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории РФ;

— объектом закупки являются работы, отнесенные к кодам ОКПД2 71.12.12 — 71.12.19.

При выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия применять типовые условия не нужно. Ограничений по НМЦК нет.

Документы: Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр

Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр

 

 

Как подготовить обоснование изменения существенных условий долгосрочных «строительных» госконтрактов

С 1 июля 2019 года действует норма Закона N 44-ФЗ, которая позволяет изменять, в частности, цену долгосрочных «строительных» контрактов, если при их исполнении возникли независящие от сторон препятствия, влекущие невозможность исполнить контракт.

Их первоначальная цена должна соответствовать пределу, установленному правительством, или превышать его.

Корректировка возможна при наличии обоснования, подготовленного на основании решения правительства, высшего исполнительного органа субъекта или местной администрации.

Минфин пояснил, что такое обоснование готовится в свободной письменной форме. Иных ограничений по форме и требований к его содержанию не установлено.

Ведомство также напомнило, что вносимые изменения не должны приводить к увеличению цены, действующей на момент принятия такого решения, более чем на 30%.

Документы: Письмо Минфина России от 27.11.2019 N 24−03−07/92104;

Письмо Минфина России от 22.11.2019 N 24−03−07/90712

«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам» {КонсультантПлюс}

 

Еженедельные обзоры подготавливаются специалистами «АО Консультант Плюс» и содержат аннотации к документам, введенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области ООО «полное ПРАВО».