Главная / Обзоры законодательства / Новости для юриста

 

24 декабря 2018 года

Еженедельные обзоры подготавливаются специалистами «АО Консультант Плюс» и содержат аннотации к документам, введенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области ООО «полное ПРАВО».

Госдума согласилась отменить внутрироссийский роуминг с 1 июня 2019 года

Проект приняли в окончательном чтении.

Операторы связи должны будут оказывать услуги телефонной связи каждому абоненту на одинаковых условиях независимо от того, в каком субъекте РФ он находится. Кроме того, операторы связи не смогут устанавливать плату за входящий звонок из другого субъекта РФ.

Документ: Проект Федерального закона N 211158−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/211158−7)

Принят в третьем чтении 19 декабря 2018 года

 

Президент разрешил ЦБ РФ ввести запрет размещать курсы валют на уличных табло

Вступил в силу закон, который предоставил ЦБ РФ полномочие устанавливать требования к размещению банками информации о курсах иностранных валют.

В связи с этим ЦБ РФ снова подготовил проект указания о запрете размещать курсы валют за пределами помещений банка или его филиала. Кроме того, нельзя будет повесить табло внутри отделения таким образом, чтобы курсы валют было видно снаружи, например через окно.

Требование не коснется освещения курсов валют в СМИ, в интернете, мобильных приложениях банка.

Напомним, изначально проект указания о таком запрете ЦБ РФ разработал еще в феврале. Видимо, для реализации этих планов потребовалось сначала внести изменения в закон.

Документы: Федеральный закон от 18.12.2018 N 474-ФЗ (вступил в силу 18 декабря 2018 года)

Проект указания Банка России (http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/50891?fileId=2760)

Публичное обсуждение завершается 31 декабря 2018 года

 

Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать

Инспекторы при проведении налоговых проверок активно используют такую форму налогового контроля, как допрос свидетеля. Результаты допросов, оформленные с соблюдением процедуры, в совокупности с другой информацией и документами служат доказательством по делам о налоговых правонарушениях.

У физлица, получившего повестку о вызове на допрос, может возникнуть множество вопросов, например таких:

— Зачем меня вызвали, если я ничего не знаю?

— Могут ли меня допрашивать?

— Если я не приду на допрос или откажусь отвечать на вопросы, грозит ли мне какая-либо ответственность?

— Можно ли передоверить явку на допрос другому лицу? Допускается ли, чтобы при допросе присутствовал юрист организации?

— Какие причины неявки могут быть уважительными?

— Могу ли я отказаться давать показания на основании ст. 51 Конституции?

А можно ли оштрафовать физлицо, если повестку оно не получало и о вызове не знало?

Изучив нормы законодательства, судебную практику и позиции ФНС и Минфина, мы постарались ответить на эти вопросы в нашем обзоре.

 

На 2 млн руб. увеличится предельная сумма микрозайма для бизнеса: пройдено третье чтение

Максимальный размер основного долга юрлиц или ИП перед МФО по договорам микрозайма составит 5 млн руб.

Это означает, что МФО сможет выдать такому заемщику хоть сразу 5 млн руб., если у него перед этой организацией нет долгов. Если они имеются, заемщик сможет рассчитывать на один или несколько новых микрозаймов лишь в размере, при котором основной долг не превысит данную сумму.

Сейчас сумма основного долга юрлиц и ИП перед МФО ограничена 3 млн руб.

Документ: Проект Федерального закона N 371833−7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371833−7)

Принят в третьем чтении 18 декабря 2018 года

 

8 миллионов за 8 тысяч: ВС РФ отменил драконовский штраф за нарушение при расходовании субсидии

Компания нарушила условия предоставления субсидии на выполнение проекта: необоснованно возместила из бюджета 8,9 тыс. руб. расходов на рекламу. Эти расходы не были непосредственно связаны с выполнением проекта.

Компанию оштрафовали почти на 8 млн руб. Формально штраф соответствовал размеру, который определен КоАП РФ (от 2 до 12% суммы субсидии). В данной ситуации общая сумма субсидии составила около 395 млн руб.

Верховный суд с таким формальным подходом не согласился. Он напомнил о том, что любой штраф должен быть справедливым и соразмерным.

Исходя из этих принципов, суд дал следующее толкование норме КоАП РФ: штраф нужно исчислять не от всей суммы субсидии, а от той ее части, по которой есть нарушения. В рассматриваемом деле «вилка» от 2 до 12% должна была применяться к сумме 8,9 тыс. руб., а не к 395 млн руб.

Коллегия также обратила внимание на следующее. Сначала госорган принял без замечаний пакет документов и произвел возмещение, а после прокурорской проверки наказал компанию, рассмотрев те же документы.

В данном случае вина компании отсутствует, поскольку она полагала, что у госоргана не было претензий к условиям предоставления субсидии.

Верховный суд удовлетворил заявление компании и полностью отменил штраф.

Документ: Определение ВС РФ от 13.12.2018 N 305-АД18−14921

 

В Госдуму внесли проект об автономной работе Рунета

Планируют создать инфраструктуру, которая позволит российским интернет-ресурсам продолжать работу, если отечественных операторов связи отключат от зарубежных серверов.

Операторы связи должны будут выполнять правила Роскомнадзора о маршрутизации сообщений электросвязи. Таким образом, появится возможность минимизировать передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.

При возникновении угроз Рунету Роскомнадзор сможет централизованно управлять сетью связи общего пользования. В рамках такого управления у ведомства будет право передавать операторам связи обязательные к выполнению указания.

Также нужно будет предоставлять в Роскомнадзор в электронной форме сведения об использовании линий связи, которые пересекают границу РФ (включая их функциональные элементы или ресурсы). В каком порядке, составе, формате и в какие сроки владельцам данных линий связи передавать информацию, определят отдельно.

Документ: Проект Федерального закона N 608767−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/608767−7)

Внесен в Госдуму 14 декабря 2018 года

 

ВС РФ: поручитель отвечает за должника в части мораторных процентов

Кредитор взыскивал с поручителя долг и проценты по ст. 395 ГК РФ. Период начисления процентов пришелся на время, когда осуществлялись процедуры наблюдения и внешнего управления должника. Первая инстанция и апелляция поддержали кредитора. Кассация отказала в части процентов. По ее мнению, они не входят в объем ответственности поручителя перед кредитором, поскольку это не предусмотрено договором поручительства.

ВС РФ отметил следующее. В договоре поручительства действительно не установлена ответственность поручителя за неисполнение обязательства. Однако кредитор начислял проценты за неисполнение обязательства должником, а не поручителем.

При нормальном финансовом состоянии должника поручитель отвечает за неустойки и другие санкции. Значит, и при банкротстве должника поручитель отвечает в части процентов. Только не тех, что установлены в договоре с должником, а процентов по ставке рефинансирования, т. е. мораторных. Кредитор, начисляя проценты по ст. 395 ГК РФ, по факту взыскивал мораторные проценты. Таким образом, ВС РФ оставил в силе судебные акты первой и второй инстанции.

Документ: Определение ВС РФ от 10.12.2018 N 305-ЭС18−12827

 

МВД хочет уточнить процедуру допуска автомобилей к техосмотру

Планируют четко определить, что именно должен проверить оператор для того, чтобы допустить транспортное средство к техосмотру.

По проекту нужно сверить номера компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, которые указаны в документе, идентифицирующем транспортное средство. Таким документом может быть свидетельство о регистрации или ПТС.

Если номера компонентов авто не соответствуют документам, то в техосмотре откажут и сделают запись в единой автоматизированной системе. Если все в порядке, транспортное средство допустят к осмотру.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=86952)

Публичное обсуждение завершается 28 декабря 2018 года

 

Как при банкротстве банка запрашивать копию реестра требований всех кредиторов, объяснил ВС РФ

Кредитор, которому принадлежит 4% от всех включенных в реестр требований, обратился к конкурсному управляющему банком за копией реестра. Ему отказали. Первая инстанция оставила жалобу кредитора без рассмотрения, с чем согласились апелляция и кассация.

Суды исходили из следующего:

— жаловаться на действия арбитражного управляющего банком кредиторы вправе не напрямую, а через собрание или комитет кредиторов;

— при банкротстве банка можно запрашивать не копию всего реестра, а только выписку о своем требовании;

— в реестре содержатся сведения о других кредиторах, составляющие банковскую тайну, поэтому такую информацию передавать третьим лицам нельзя.

ВС РФ в целом поддержал кредитора, хотя и не согласился с его доводом о том, что банкротство банка устраняет режим банковской тайны. Кроме того, ВС РФ, по сути, установил порядок запроса сведений из реестра при банкротстве банка.

Кредитор, сумма долга перед которым не меньше 1% от суммы общей задолженности, может требовать у конкурсного управляющего сведения о состоянии реестра. Речь идет именно о личности кредиторов и размере долга перед ними. Нельзя запрашивать информацию, которая не нужна для заявления возражений, например паспортные данные кредиторов. При запросе сведений кредитор должен указать, почему они ему необходимы.

Сначала запросить сведения нужно у арбитражного управляющего. Если он отказался их предоставить, кредитор вправе обратиться в суд.

Если кредитор выиграл спор или управляющий сам решил раскрыть информацию, он обязан сначала потребовать от кредитора выдать расписку. В ней кредитор должен подтвердить, что предупрежден:

— о конфиденциальном характере получаемых сведений;

— об обязанности их сохранять.

В итоге ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу.

Документ: Определение ВС РФ от 13.12.2018 N 305-ЭС18−5703 (3)

 

За отказ пустить пассажира на авиарейс из-за овербукинга хотят ввести штраф до 100 тыс. руб

В Госдуму внесли два проекта для борьбы с овербукингом — практикой авиакомпаний продавать больше билетов, чем мест в самолете.

По проекту изменений Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан вернуть пассажиру деньги, если не предоставит ему место на рейс и дату, указанные в билете. Сейчас такого основания для возврата провозной платы нет.

Как правило, в подобных ситуациях авиакомпания предлагает пассажиру вылететь другим рейсом. Согласно проекту, если пассажир на это согласится, брать с него доплату будет запрещено.

Также пассажир сможет обратиться в Ространснадзор, Роспотребнадзор, чтобы они определили, почему перевозчик не предоставил место на рейс. Если установят, что дело в овербукинге, перевозчику будет грозить штраф.

По проекту поправок к КоАП РФ штраф составит:

— для должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;

— для авиакомпаний — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Документы: Проект Федерального закона N 607994−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/607994−7)

Внесен в Госдуму 13 декабря 2018 года

Проект Федерального закона N 607995−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/607995−7)

Внесен в Госдуму 13 декабря 2018 года

 

Утвержден расширенный список аэропортов, морских и речных портов с магазинами duty free при въезде

В перечень вошли все воздушные, морские и речные пункты пропуска через границу России, которые принимают пассажиров.

Аэропортов в перечне стало 75 (изначально планировалось 43). К Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и другим присоединились, в частности:

— Барнаул;

— Богашево (Томск);

— Восточный (Ульяновск);

— Кемерово;

— Туношна (Ярославль);

— Центральный (Саратов).

Список морских портов расширили с 3 до 38. Наряду с Большим и Пассажирским портами в Санкт-Петербурге, а также портом Владивосток теперь указаны, например:

— Геленджик;

— Евпатория;

— Новороссийск;

— Петропавловск-Камчатский;

— Севастополь;

— Сочи;

— Феодосия;

— Ялта.

К единственному речному порту (в Хабаровске) добавили Рыбачий и Черлак.

В этих пунктах пропуска можно будет продавать товары в формате duty free физлицам, которые въезжают на территорию ЕАЭС.

Напомним, что возможность беспошлинной торговли на въезде закреплена в ТК ЕАЭС. Ранее по ТК ТС она предусматривалась только при выезде.

Документ: Постановление Правительства РФ от 12.12.2018 N 1512 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812140025)

Вступает в силу 22 декабря 2018 года)

 

Минздрав предложил запретить продавать алкоголь лицам младше 21 года

Согласно уведомлению о начале разработки законопроекта запрет коснется алкогольной продукции крепостью более 16,5%.

Сейчас нельзя продавать любой алкоголь несовершеннолетним, то есть лицам младше 18 лет.

Документ: Уведомление о начале разработки проекта федерального закона (https://regulation.gov.ru/p/86882)

Общественное обсуждение завершается 28 декабря 2018 года

 

Центробанк повысил ключевую ставку до 7,75% годовых

ЦБ РФ решил сыграть на опережение и увеличил с 17 декабря ключевую ставку на 0,25 процентных пункта в ожидании максимального уровня годовой инфляции в начале 2019 года. Такое решение должно поддержать рубль.

Ключевая ставка традиционно влияет на уровень ставок по кредитам и депозитам. Многие банки уже заложили вероятность повышения ключевой ставки в конце года в стоимость своих продуктов. Возможно, с учетом решения ЦБ РФ уровень ставок немного скорректируется.

Следующее заседание ЦБ РФ состоится 8 февраля. Вопрос о дальнейшей судьбе ставки зависит от многих факторов, например: от инфляции, геополитической ситуации, санкций, цен на нефть.

Документ: Информация Банка России от 14.12.2018

 

Росздравнадзор сможет проводить контрольные закупки лекарств, медизделий и платных медуслуг

Третье чтение прошел законопроект о контрольных закупках Росздравнадзора. Сейчас у ведомства нет полномочий на их проведение.

О контрольной закупке проверяющие не предупредят организацию, но должны будут незамедлительно известить прокуратуру.

По законопроекту контрольную закупку проведут, чтобы проверить:

— правильно ли аптека отпускает лекарства, не продает ли фальсифицированные, недоброкачественные или контрафактные препараты;

— соблюдает ли медорганизация порядок и условия предоставления платных медуслуг;

— не продают ли организации, которые занимаются реализацией медизделий, фальсифицированные, недоброкачественные или контрафактные образцы.

Напомним, по общему правилу контрольную закупку проводят по тем же основаниям, что и внеплановые выездные проверки. Информацию о контрольной закупке и ее результатах вносят в единый реестр проверок.

Документ: Проект Федерального закона N 337563−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/337563−7)

Принят в третьем чтении 13 декабря 2018 года

 

За незаконную передачу вознаграждения в интересах третьих лиц бизнес могут начать штрафовать

Сейчас юрлиц штрафуют за передачу, предложение или обещание незаконного вознаграждения только в их собственных интересах или от их имени. Планируют же привлекать к административной ответственности и те компании, которые совершают нарушение в интересах связанных с ними организаций. Проект об этом прошел третье, окончательное чтение.

Размер штрафа депутаты решили не менять. Напомним, он составляет минимум 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, другого имущества или стоимости услуг, иных имущественных прав.

Документ: Проект Федерального закона N 233781−7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/233781−7)

Принят в третьем чтении 13 декабря 2018 года

 

Госдума рассмотрит предложение ослабить ограничения в области рекламы пива и другого алкоголя

Предлагается не запрещать рекламу пива и напитков, изготовленных на его основе:

— в периодических печатных изданиях;

— в телепрограммах во время трансляции спортивных соревнований (кроме детско-юношеских);

— на спортивных теле- и радиоканалах.

Напомним, ранее размещать такую рекламу разрешили лишь до 1 января 2019 года, чтобы провести крупные международные спортивные соревнования, например чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Дело в том, что реклама спонсоров, среди которых есть пивоваренные компании, во время данных мероприятий обязательна.

По мнению разработчиков проекта, с 1 января этот запрет будет препятствовать проведению подобных турниров в будущем.

Кроме того, проект допускает размещать и распространять рекламу пива и напитков на его основе в теле- и радиопрограммах с 23:00 до 7:00 местного времени. Исключение составят трансляции детско-юношеских спортивных соревнований.

Исключение составят трансляции детско-юношеских спортивных соревнований. Сейчас подобное правило установлено для вина и шампанского, произведенных в РФ из отечественного винограда.

Также предложено снять запрет на рекламу алкогольной продукции (не только пива) с использованием образов людей и животных. Под запретом будут только образы несовершеннолетних.

Документ: Проект Федерального закона N 606539−7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/606539−7)

Внесен в Госдуму 12 декабря 2018 года