Главная / Обзоры законодательства / Обзор законодательства РФ

 

С 18 по 24 июля 2020 года

Обзоры готовят специалисты «АО Консультант Плюс». В них содержатся аннотации к документам, включенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в ООО «полное ПРАВО» — региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области.

КОРОНАВИРУС

До 1 октября 2020 года можно подать заявление о переходе на налоговый мониторинг с 2021 года

<Информация> ФНС России «Налоговая политика и практика: о порядке вступления в режим налогового мониторинга в 2020 году»

Направить такое заявление в этом году можно в электронном виде.

Одновременно с заявлением необходимо направить следующие документы:

— регламент информационного взаимодействия;

— информацию о взаимозависимых лицах;

— учетную политику для целей налогообложения;

— внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Подтверждающие документы должны содержать только данные налогоплательщика и ссылки на его конкретные внутренние документы и положения.

Сейчас к налоговому мониторингу могут присоединиться организации, чей объем годовых доходов составляет 3 млрд руб., активов — 3 млрд руб., а совокупная сумма исчисленных за год налогов — 300 млн руб.

При этом Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р, предусмотрено дальнейшее снижение критериев: с 2022 года в мониторинг смогут войти компании с объемом годовых доходов 1 млрд руб., активов — 1 млрд руб. и совокупной суммой уплаченных за год налогов — 100 млн руб.

 

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки в период режима повышенной готовности авиакомпания обязана вернуть ему провозную плату независимо от того, уведомил пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет

<Информация> Минтранса России «Справочная информация по вопросу возврата провозной платы»

Согласно пунктам 5, 7, 8, 9 «Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6.07.2020 N 991 (далее — Положение), перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.

Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту, или получения дополнительных услуг пассажир направляет перевозчику уведомление.

При этом статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ и Положением не установлена обязанность пассажира по уведомлению перевозчика об отказе от воздушной перевозки. Уведомление согласно пункту 7 Положения, требуется только для зачета ранее оплаченной пассажиром суммы в счет оплаты услуг перевозчика.

Таким образом, независимо от того уведомил ли пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет (в том числе по причине того, что перевозчик не принял или не ответил на обращение пассажира) пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы по договорам, заключенным по «невозвратным» и «возвратным» тарифам в сроки, установленные Положением, если эти договора заключены и подлежат исполнению в диапазоне дат, указанных в пункте 1 указанного Положения (напомним, что Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. — по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.).

При этом согласно пункту 6 Положения, на сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете.

В случае неисполнения перевозчиком требований статьи 107.2 Воздушного кодекса РФ и Положения, пассажир вправе обратиться за защитой своих законных прав в органы прокуратуры, а также в судебные органы.

 

Подписан закон об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии

Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»

Положения настоящего Закона распространяются на должников — юрлиц, должников — ИП, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением должников — юрлиц, должников — ИП, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников — физлиц.

Закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением отдельных случаев.

Предусмотрено, в частности, что в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.

Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники — юрлица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Правительство РФ предлагает уменьшить количество согласий, предоставляемых субъектом персональных данных в письменной форме

Проект Федерального закона N 992331−7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»

Законопроектом предусматривается возможность предоставления согласия на обработку персональных данных в письменной форме, требования к которому установлены частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных), одновременно на несколько целей, а также нескольким лицам, осуществляющим обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных. При этом, если обработка персональных данных осуществляется в нескольких целях, в отношении каждой цели должны быть указаны сведения в соответствии с пунктами 5−8 части 4 статьи 9 Закона о персональных данных.

Напомним, что такими сведениями являются:

перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, либо, как также предусматривается законопроектом, лиц, осуществляющего (осуществляющих) обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу (таким лицам);

перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом.

Обработка персональных данных, обрабатываемых оператором на законных основаниях, может осуществляться им в дополнительных целях в случае наличия согласия субъекта персональных данных, содержащего информацию об указанных дополнительных целях, или в иных случаях, установленных Законом о персональных данных, но уже без проведения процедур сбора персональных данных.

Предполагается, что реализация указанных положений будет способствовать уменьшению объема оборота обрабатываемых персональных данных и повышению их защищенности.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Банк России представил итоговую версию Концепции ипотечного страхования, которая призвана поддержать заемщиков

<Информация> Банка России от 22.07.2020 «Концепция ипотечного страхования: итоги обсуждения»

Концепция предполагает, что сам банк, выдавая ипотеку, страхует приобретаемую недвижимость, жизнь и здоровье заемщика. Такая страховка будет обязательной, и ее сумма будет учтена в полной стоимости кредита. Сейчас страховку приобретает заемщик, а агентом зачастую выступает банк, оставляющий себе большую часть страховой премии.

В итоговой версии концепции уточнен минимальный перечень страхуемых рисков, а также установлено, что при секьюритизации ипотечных кредитов договор страхования должен заключать ипотечный агент.

Новый подход повысит прозрачность ипотечной сделки, облегчит гражданам сопоставление ипотечных продуктов разных банков и, более того, будет способствовать снижению стоимости ипотеки.

 

Обновлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации

Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2020 N 59040.

Установлены:

размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации (в виде бумажного документа (в т.ч. составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав) и в виде электронного документа);

размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН.

Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291.

 

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Депутаты хотят продлить «дачную амнистию» на 5 лет

Проект Федерального закона N 994421−7 «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящим законопроектом, до 1 марта 2026 г. предлагается продлить срок упрощенного порядка оформления прав граждан на жилые и садовые дома, созданные на садовых земельных участках

Кроме того, с целью исключения случаев строительства объектов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законопроектом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом РФ.

Также до 1 марта 2026 г. предлагается продлить упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года.

 

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Туристам, отдыхающим в России, будет возмещаться часть стоимости оплаченной туристской услуги

Распоряжение Правительства РФ от 18.07.2020 N 1876-р <О выделении бюджетных ассигнований в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу "Национальная система платежных карт" на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги>

Принято решение о выделении Ростуризму бюджетных ассигнований в размере 15000000 тыс. рублей в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги.

Выделяемые бюджетные ассигнования будут направлены на достижение реализованных туристских услуг до 3 млн. туристов.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет не должно однозначно расцениваться как умысел на совершение мошенничества

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2020 N 38-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.А. Литвинова»

Конституционный Суд РФ признал часть третью статьи 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом подтверждено, а в дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что предусмотренное налоговым законодательством действие в виде обращения в налоговый орган налогоплательщика, представившего достоверные сведения в документах, на основе которых заполнена налоговая декларация, не может расцениваться в качестве элемента состава преступления (хищения), если не будет установлено, что при этом налогоплательщиком предприняты целенаправленные действия к тому, чтобы сформировать условия для принятия налоговым органом ошибочного решения (в частности, имел место сговор с сотрудником налогового органа в целях хищения), поскольку предоставление необоснованного налогового вычета должно быть в такой ситуации — согласно требованиям налогового законодательства и в силу наличия оснований ожидать надлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей — исключено действиями сотрудников этого органа, которыми по итогам камеральной налоговой проверки принимается решение о праве на налоговый вычет и его действительном размере.

В противном случае оценка поведения налогоплательщика как запрещенного уголовным законом или, напротив, как разрешенного налоговым законодательством, по существу, ставилась бы в зависимость от того, какое решение будет принято сотрудниками налогового органа, что вело бы к произвольному применению статьи 159 УК РФ во взаимосвязи с положениями, определяющими основания, порядок и условия предоставления налогового вычета, к нарушению уголовно-правовых принципов законности, вины и справедливости. Более того, поскольку уголовный закон допускает ответственность и за неоконченное преступление, означенное может вести даже к тому, что любое обращение лица, не имеющего права на вычет, в налоговый орган за разрешением вопроса о наличии или отсутствии у него такого права будет подпадать под признаки приготовления к мошенничеству или покушения на это деяние, а ошибка налогового органа, хотя и не обусловленная поведением налогоплательщика, но послужившая основанием для предоставления налогового вычета, будет трансформировать его действия в оконченное преступление.

 

ПРАВОСУДИЕ

Президиум Верховного Суда РФ представил второй обзор судебной практики в 2020 году

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

В Обзоре нашли отражение следующие правовые позиции, в том числе:

при особо опасном рецидиве преступлений время содержания под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один за один день;

наличие у члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии) не исключает признание этого лица (члена семьи) состоявшим на его иждивении;

если требование одного кредитора к должнику было передано в залог в целях обеспечения требования другого кредитора к этому должнику, то обеспечивающее требование подлежит субординации по отношению к основному требованию;

оценщик обязан возместить заказчику убытки, причиненные ненадлежащим оказанием согласованных услуг по оценке;

применение антимонопольным органом мер государственного принуждения на стадии вынесения предупреждения при обнаружении признаков нарушения законодательства является недопустимым.

 

Верховным Судом РФ обобщена практика применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора

«Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора» (утв. Верховным Судом РФ)

В Обзоре содержатся следующие выводы, в том числе:

направление претензии по адресу электронной почты ответчика в случае, если такой порядок явно и недвусмысленно установлен в договоре, свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора;

направление досудебной претензии исключительно ценным письмом с описью вложения не является обязательным, если иное не предусмотрено законом или договором;

несовпадение суммы основного долга, сумм неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, вызванное в том числе арифметической ошибкой, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора;

непредставление с исковым заявлением документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, при наличии в исковом заявлении сведений о таких документах является основанием для оставления искового заявления без движения.

 

Обзор представлен в сокращении. Полная версия — в системе КонсультантПлюс.

Обзоры готовят специалисты «АО Консультант Плюс». В них содержатся аннотации к документам, включенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в ООО «полное ПРАВО» — региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области.